Организация педагогического процесса в ДОУ

Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, подразумевающая прежде всего психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Жизнь в ДОУ должна быть организована так, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей и мешать ей. Это находит отражение в гибком режиме под условным названием «Подвижное в неподвижном». Суть его - в свободном выборе воспитателем деятельности детей в зависимости от поставленных им задач, погодных условий, объема и сложности обучающего материала. Воспитатель сам решает, в каких формах и видах деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи. Он обязан продумать стиль и модель общения с воспитанниками, позаботиться об эмоциональном фоне детской деятельности. Известно, что отношения детей с воспитателями играют огромную роль в формировании их личности, В речи воспитателя, в примерах, которые он демонстрирует своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.
В своих отношениях с детьми воспитатель должен помнить о том, что:
- ребенок ему ничего не должен; это он должен помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным; - в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает, и только с учетом его состояния и интересов требовать от него соблюдения социальных норм и правил; - навязывание правил и требований против воли детей - это насилие, даже если намерения взрослого преследуют благие цели; - запретов и требований не должно быть много - это ведет к пассивности и низкой самооценке воспитанников; - тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи воспитателя так же, как и драчун и егоза; - благополучная социальная ситуация развития - лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.
Воспитатель при отборе методов и приемов взаимодействия с детьми должен помнить следующее: - обеспечивать успех во всех делах ребенка, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи - его задача. - хвалить надо от души, а верить и доверять безоговорочно. - необходимо договариваться, находить общее решение, уступать желаниям. - прощать следует искренне. А вот сравнивать детей, ставить их друг другу в пример, а также приказывать, требовать жестко не следует. При организации жизни детей целесообразно учитывать задачи развития и воспитания, возраст детей, их интересы, потребности и возможности. Выбор содержания деятельности должен идти от детей, их желаний и уровня развития. Дети должны быть участниками планирования деятельности: их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейшие критерии отбора содержания воспитания и обучения и сроков его реализации. Благодаря такому открытому планированию детям предлагают то, что для них значимо в данный момент жизни. Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя, которая должна стать свободной от жесткой методической и содержательной регламентации.
В работе воспитателя всегда присутствует определенная доля импровизации. А для этого необходимо особое профессиональное умение - умение длительно и систематически вести наблюдения за детьми, анализировать и интерпретировать результаты наблюдений, которые и становятся основой открытого планирования.
Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух основаниях: - на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса); - на педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).
Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей, внесения размеренности в их жизнь необходимо поддерживать ее стабильные компоненты, осуществлять привычные для детей ритуалы: режимные моменты (сон, питание, прогулка), систематические занятия, утреннюю гимнастику, обсуждение предстоящих дел и т.п.
Наряду с этим в повседневную жизнь важно вносить элементы сюрпризности с тем, чтобы разнообразить ее, сделать радостной и интересной; сохранить специфику игры и обучения, одновременно давая простор для реализации позитивных детских замыслов. Нынешние дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Их развитие не может не зависеть от этого. И не учитывать данное обстоятельство - значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии ребенка.
Ведь еще Л.С. Выготский подчеркивал, что обучение не должно плестись в хвосте развития, оно должно опережать его. Но фраза Выготского, к которому всегда апеллируют сторонники «раннего обучения», многократно повторяя, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой», имеет окончание: «но обучать ребенка возможно только тому, чему он способен обучаться». И это существенно меняет дело: есть еще один важный момент, который нельзя не учитывать. Поэтому, приступая к работе с детьми дошкольного возраста, важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей.
Для этого необходимо следующее:
- Помните: принудительное обучение чему-либо бесполезно. Обучение надо организовать таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое, научиться новому.
- Знайте: только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
- Учитывайте: лучше слышат того, кто тише говорит.
- Помните: у каждого ребенка свой срок и свой час постижения: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро» (Ж.-Ж. Руссо)

- Сравнивайте достижения ребенка только с его же собственными, но не с достижениями других людей; избегайте отрицательных оценок и личности ребенка в целом, и результатов его деятельности. Обучая детей, учитывайте их индивидуальные особенности. Максимум внимания уделяйте отстающим: с новым материалом их нужно знакомить раньше, чем других детей (они должны опережать, а не догонять группу). Средства наглядности должны иметь границы, т.е. соответствовать возрасту детей, их возможностям, а также программным задачам, этапу усвоения материала. Обучение должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения ими проблемных задач. Должны быть созданы условия для использования ребенком поисковых способов ориентировки: чаще обращайтесь к детям с заданиями - подумать, догадаться.
При выполнении заданий у ребенка должна возникнуть потребность в знаниях, в том числе способов решения задач. Дети должны научиться точно и связно выражать свои мысли: не нагружайте их обилием терминов - объясните суть выражаемых ими понятий. Понимание важнее запоминания! Ныне признано всеми: без обучения не может быть развития. Что это означает с точки зрения дошкольников? Это правильно построенный процесс обучения, направленный на сохранение самобытности и специфики дошкольного детства, нормального хода развития детей. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» - заниматься с детьми чем-то интересным и полезным для их развития, но не в форме школьного урока, заниматься подгруппами, которые могут формироваться в соответствии: - с медицинскими показателями, особенностями темперамента и складывающегося на его основе характера (подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность); - с темпом и общим уровнем развития каждого ребенка, его умственными способностями и эмоциональным и нравственным развитием; - со склонностями, интересами и предпочтениями самих детей; - с содержанием педагогического процесса. Из сказанного следует: подгруппы формируются всякий раз по-разному. Чрезвычайно важно, чтобы комплектование групп не носило статичного характера: каждый ребенок всегда должен иметь потенциальную возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и смены интересов.
Методологические подходы к организации занятий с детьми дошкольного возраста (памятка для воспитателя) 1. Образовательная ситуация на занятии конструируется так, чтобы ребенок обязательно занимал активную позицию: в процессе деятельности он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим. 2. На занятии должен главенствовать дух открытия. 3. Обязательны смена мизансцен и движение. 4. Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде. 5. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину). 6. Помнить о необходимости развития речи в любых формах деятельности. 7. Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю. 8. Учить детей видеть возможность многовариантности выполнения заданий. 9. Статическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия. Продолжительность работы в ученических тетрадях (в клетку) или на печатной основе на занятиях по обучению грамоте или математике - не более 10 минут на одном занятии. 10. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения. 11. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности. Содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Именно такое обучение является личностно ориентированным: в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности, таких, как самостоятельность (способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода индивида в своих поступках и ответственность за них); инициативность (способность начать какую-либо игровую и продуктивную деятельность и вовлечь в нее других детей); ответственность (сознательное соблюдение моральных принципов); творчество (творческое воображение, любознательность, интерес к бытовым и техническим приспособлениям, достижениям научно-технического прогресса); компетентность (определенный объем знаний и субъективный опыт в разных сферах окружающей действительности, в том числе в способах познания, простейших измерениях, экспериментировании с предметами); коммуникативность (способность добиваться социальной общности при сохранении собственной индивидуальности); воля, или произвольность (способность управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами). Известный отечественный ученый А.В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что «основы всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в первые годы жизни ребенка в детстве... От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем и все последующее формирование всесторонне развитой личности». Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть нацелен на развитие личности каждого ребенка.
Методические рекомендации для педагогов
«Адаптационные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
«Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей на прогулке»
Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Методические рекомендации для родителей
Гендерное воспитание в детском саду
Развитие мелкой (тонкой) моторики пальцев
Самомассаж кистей рук
ПЕРЕЧЕНЬ САЙТОВ, ПОЛЕЗНЫХ ДОШКОЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования РФ
http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).
http://edu.rin.ru/preschool/index.html Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации.
http://www.kindereducation.com «Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей».
http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека. Публикации альманаха затрагивают различные аспекты раннего развития детей и разбиты на разделы, соответствующие различным возрастным группам: от 0 до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет.
http://talant.spb.ru Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей. Статьи, публикации и обсуждения разбиты на соответствующие разделы: цели и задачи; профессия: родитель; созидание талантов; родительский тест; детский психолог; ситуации; Вальдорфская педагогика; темпы и нормативы и др.
http://www.babylib.by.ru/ Библиотека маленького гения. Сайт предлагает статьи, тексты книг и различную информацию о Раннем Развитии детей. Имеются тематические подборки о методиках Н.А.Зайцева, Б.П.Никитина, М.Монтессори, Г.Домана, Р.Штайнера, В.П.Тюленева. Библиотека формируется из материалов, присылаемых посетителями.
http://azps.ru/baby/index.html До и после трех. Сайт посвящен дошкольному развитию, в особенности - раннему развитию. Он построен в виде справочника, сборника занятий, в том числе упражнений, которые можно проводить с ребенком, по темам - читаем, думаем, считаем, речь, окружающий мир, двигаемся, компьютер, ИЗО. Разделы сайта: принципы правильного обучения; тесты; психологический словарь; статьи по детской психологии; классификации.
http://ivalex.vistcom.ru/ Все для детского сада. На сайте представлены методические разработки; консультации для воспитателей по конкретным вопросам; примеры организации занятий с детьми; материалы по основам безопасности; нормативная документация; коллекция обучающих игр, сказок, песенок, стихов; материалы по вопросам здоровья малышей.
http://www.intelgame.ru Умные игры - умные дети. Сайт компании, производящей развивающие игры для дошкольников. Разделы сайта: Умный ребенок (воспитание, обучение, развитие); Школа для родителей (лекторий для родителей, родительский клуб), Психологическая служба (интернет-диагностика детей от 2-х месяцев до 3,5 лет, консультации психологов); Конференция по раннему развитию детей и развивающим играм и др.
http://doshkolnik.ru/ Дошкольник. Этот сайт - для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Так же можно найти интересную информацию для детей: стихи, сказки, умные задачки, познавательные статьи. На сайте представлена также большая коллекция сценариев -школьных и к различным праздникам.
http://wunderkinder.narod.ru/ Wunderkinder. На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Flash-мультиков и игр. Все разработки построены с учетом психофизиологических особенностей детей. Материалы по русскому языку, математике, чтению, изучению окружающего мира, биологии, истории, рисованию предназначены для обучения детей дома, в садике, в начальной школе.
Журнал Обруч – http://www.obruch.ru
Журнал Дошкольное воспитание http://www.dovosp.ru
Сайт «Всё для детского сада» www.ivalex.vistcom.ru
Дошкольник RU http://doshkolnik.ru/scenary.php
Детский сад. Ру.http://www.detskiysad.ru
Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования педагогов.
Сайт "Воспитатель"http://vospitatel.com.ua/
конспекты занятий в детском саду по различным категориям.
Детский сад. Ру.
ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.http://detsadd.narod.ru/
Сайт ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного образования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций. Ответы на самые разные вопросы, возникающие перед воспитателем и родителями малышей, по самым различным темам - от воспитания детей до оформления пособий для проведения занятий.
Журнал "Справочник старшего воспитателя"http://vospitatel.resobr.ru/
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»http://www.menobr.ru/products/7/
- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.
Всё для детского садаhttp://www.moi-detsad.ru
Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.
|